перед выставкой «Страдаю от совершенства мира» попросил значимых для меня зрителей написать, как именно надо смотреть на мои работы, в надежде, что это поможет тем, кто видит такие картинки первый раз и не знает как к ним подойти, да я и сам был таким когда-то… как та черепаха
как смотреть
Семь шагов
1. Фотография как художественное произведение существует не для того, чтобы буквально копировать реальность.
2. Представленные на выставке фотографические художественные произведения относятся к общемировому стилю «пикториальная фотография».
3. Пикториальная фотография – самый личный, субъективный стиль из всех существующих в мировом фотографическом репертуаре.
4. Фотографические художественные произведения, выполненные в стиле «пикториальной фотографии», апеллируют к эмоциональной визуальной памяти зрителя.
5. У каждого человека эмоциональные переживания – от детской наивной радости до трагического потрясения противостоянием жизненным реалиям – связаны с определенным визуальным опытом.
6. Представленные на выставке произведения Стасиса Шакарвиса адресуют зрителя в глубь его эмоциональной памяти, возвращая зрителю те состояния, которые соответствуют визуальному впечатлению от рассматриваемого произведения.
7. Этот эффект достигается благодаря виртуозному мастерству автора в передаче тончайших нюансов света, который и является инструментом нашего зрения, создателем визуальной картины нашего мира и подсознательным катализатором нашего его эмоционального восприятия.
как смотреть
Следуй за чудом!
Пикториальная, (картиноподобная, живописная) фотография завладела мировыми фотосалонами в первые годы ХХ века, в 10е утвердилась в России. В 20е-30е самым титулованным из российских фотографов этого направления стал серпухович Николай Платонович Андреев (1882-1974). В связи с обретением его наследия, в сентябре-октябре прошлого года Третьяковская галерея устроила в Инженерном корпусе его выставку — первую персональную выставку фотографа в своей истории. Мероприятие увенчалось представительной трехдневной научной конференцией (13-16 декабря), затронувшей не только историю, но и наших современников, вернувших этот стиль ещё в начале 80х.
Как живой виновник последнего, вытащенный к микрофону на заключительную речь, я поделился с уважаемым собранием своей давней мечтой: представить на этих стенах ближайших мне современников. И первым, о ком я думал тогда, был Стас Шакарвис. Почему?
Моя особая зрительская радость — разглядывать живописные эффекты, созданные самой оптикой. И здесь Шакарвису определенно нет равных. Вглядитесь, как его самодельные однолинзовые объективы, сфокусированные на ближний план, рисуют удаленные объекты, как сохраняют отчетливость линий и контуров в расплывах, не теряя при этом целостности общих форм! Особенно это заметно в серии «Воспоминания вечером у камина”.
А весеннее чудо «Следуй за светом» воспринимается в наши скорбные дни, как живая надежда и руководство к действию. Береги жизнь — следуй за светом!
Георгий Колосов: российский фотограф, куратор, идеолог современного пикториализма
как смотреть
Забудьте вы уже о “фотках”.
Самая большая проблема в нашем восприятии любого творчества – «встроенные» стереотипы зрителя. Они могут быть связаны с разными вещами. Например, одна и та же книга, изданная в серии «фантастики» и в серии «интеллектуальной литературы», будет восприниматься по разному. То же самое можно сказать о музыке, и переходя к предмету нашего разговора, об изобразительном искусстве.
Стас Шакарвис дистанцируется от фотографов. Почему? Именно потому, что «фотограф» – это вот такая табличка, клеймо на лбу – «резкость, цвет, чем снято, какой у вас телефон, фотка». Иными словами, натыкаясь на изображение (назовём это так), выпадающее из стереотипного ряда, зритель реагирует на него, как на неправильное, «плохое». Так что – забудьте о «фотографии» и «фотках», обо всём, кроме одного – перед вами работы художника, а художник – создаёт мир или открывает туда вход-дверцу-окошко.
Именно в этом – суть художника, ну а как и чем он это делает – не имеет никакого значения. Совсем. Ваша задача, как зрителя – постараться почувствовать этот мир, найти с ним контакт – интеллектуальный, эмоциональный, — какой угодно, поймать резонанс.
Мир большого художника – «на расстоянии толщины тени». Он может быть любым, и тем более – любым для вас лично. Другой Лондон, или Шей-Рах – и прекрасны, и опасны, и жестоки, и могут просто остаться недоступными, не открыться вам. Мир, созданный Стасом Шакарвисом – из того же ряда. Попробуйте открыть эту дверь, возможно вам повезёт… кто знает?
Александр Курлович: фотограф, колумнист и переводчик
ну и сам написал такой текст:
как смотреть
Мир капкан, от которого лучше бежать.
Лучше с милой всю жизнь на лужайке лежать,
Пламя скорби гаси утешительной влагой.
Ветру смерти не дай себя с прахом смешать.
Омар Хайям
Когда-то показывая свои картинки некому колдуну, может и полному психу, но не загонному в рамки обыденности восприятия и потому интересному собеседнику. И… я рассказал правду, рассказал, что именно делал своими работами, как их создавал. Колдун сделал большие, как у совы, глаза и задыхаясь то-ли от гнева, то-ли от ужаса начал вещать, что современный мир не готов к такому знанию, что за мной придут, меня покарают… с тех пор я никому не рассказываю о своих работах… мир конечно не готов, но причина не в этом… причина в том что … ах да, чуть не поймали, я об этом не рассказываю!
Я вообще очень люблю «колдунов», у меня есть коллекция цитат, колдунских рецензий, на картинки: «да здесь, магия, но нечем гордится — магия на уровне третьего класса средней школы», «ну и зачем мне такая картинка? я и сам умею посещать те миры», «я бы ни за что не повесил эту картинку у себя дома, из нее сквозит!»… ну и так далее.
Так же, как женщину, пытаются актуализовать в виде сексуального объекта, мои работы каждый зритель пытается изнасиловать в своем восприятии тем способом, каким способен помыслить. Колдуны видели колдунство, а например некая дама успешный бизнесмен из 90х, интересно сколько кровушки на ее руках, видела денежную реку… и только один вопрос ко мне: почему денежная река течет с права налево, ведь она должна течь в обратную сторону!
Ну и конечно же простые «зрители», со своим железобеноным мнением, обо всем начиная от «черного квадрата» Малевича и кончая иммунологией и вирусологией… и им нет числа, но о них писать скучно.
Пикториализм в данном контексте, такая-же прокрустика, попытка натянуть на меня чужую несвежую шкуру, и если я буду исправно в ней танцевать перед скучающей публикой, то может быть когда-нибудь, возможно, посмертно, получу признание и народную любовь … (далее зло и не разборчиво, будто задыхаясь от счастья)
Как это сделано?
Мир — цельным вижу я, как юноша Новалис.
Мир — песня, спетая одним движеньем губ.
На звуки разломать и песню рад анализ,
Но звук, отщепленный от песни, — страшный труп.
Мы тайной бытия силком овладеваем.
Вопросы праздные натуре задаем:
«Как пламя сделано?» — и пламя задуваем.
«Как песня сделана?» — и больше не поем…
Не странноль? — тьму считать исследуемым светом?
Воззрясь на проигрыш, судить о барыше?
Взорвать — и смерть вещей потом считать ответом
На каверзный вопрос об их живой душе.
Отчаянно стремясь понять по разложению
Мир, только в целости доступный постижению!
Новелла Матвеева
Смотреть — работа, причем работа не ума а души; у кого нет души, читайте: работа черного подсознания. Работа приносящая удовлетворение, то самое когнитивное удовольствие, которое вне биологии, то удовольствие для получения которого, в неком пределе, не нужно даже тело.
Стас Шакарвис
Апрель 2022
если вы готовы написать чистый, честный и вдохновенный текст о том как смотреть на мои работы, я его опубликую и может быть повешу на следующей выставке.