наткнулся на ссылку на форумы photrio (бывший apug) D-23 vs Pyro в обсуждении конечно же путают пиро и пирокат… но… но это не важно, я про другое.
с пиро я никогда не работал, так что ничего не могу о нем сказать, а вот пирокат… пирокат мой любимый яд )
В теме все сходятся в том, что правильно экспонированная и проявленная пленка что в пирокате, что в D-23 будет выглядеть одинаково… мой же опыт говорит что разница между этими проявителями драматическая.
сперва очевидное: между проявителями разница в ступень по чувствительности, D-23 — роняет чувствительность где-то на ступень, а пирокат дает почти «честное значение»… ту есть много аспектов, но говоря о правильно экспонированном все почему-то забывают об этом.
и второй момент который, как раз, проводит границу между фотографами и художниками: D-23 и пирокат по разному относятся к теням и светам… фотографам важно получить нужный контраст в средних тонах и при минимуме усидчивости его можно получить на «любой» пленке.
Меня, как художника, волнует как будут выглядеть света и тени… ну вы видели мои картинки и знаете что кроме светов и теней в них ничего нет :) считайте это почти шуткой…
у пироката очень интересный баланс между компрессией светов и теней — за что его и любят: при хороших средних тонах мы не получаем глухих теней и пробитых светов и при желании можем их маскировать/запечатать … собственно за то-же любят и родинал за свое, ролиналовское, отличного от пирокатовского, отношения к светам и теням.
Д-23 (без добавки щелочи или буферизации) дает очень хороший контраст в тенях, сильно лучше чем контраст в тенях у проката или родинала, но света делает плоскими, контраст в светах драматически падает, понятно что в сравнении с другими проявителями. В пейзаже с небом это может быть костылем против выбитых светов. но например в портрете (белого человека), мы можем потерять градации на лице.
собственно, за это отношение к светам, я и не любил Д-23 на пленках общего назначения, и полюбил заново в современном мире когда значительная часть пленок на которые я снимаю оказалась фототехническими, пленками с неестественно задранным контрастом в светах. Если мы согласны пожертвовать чувствительностью в обмен на градации, то фототехническую пленку имеет смысл проявлять в D-23 сперва определив чувствительность по теням а потом разбавлением проявителя добиться приемлемых светов.