размышления о kalletye

начал печатать каллитипию и понял, что она проще и возможно дешевле, по сумме страданий, чем синька… делюсь размышлениями

список моих недоумений:
1. для печати подходит не любая бумага, нужен только хлопок, да и то не любой.
2. проявитель, например цитрат натрия, нужен каждый раз новый… по крайней мере когда я игрался в мне казалось что он засиратеся и засирает бумагу… под это дело я натащил домой жуткое количество цитрата натрия :)
3. встречал рекомендации пополнять проявитель на 100мл после каждого 8х10″ — эта показалась немного странно потому, что непонятно какой объем проявителя и пополнять это доливать или заменять
4. меня очень напрягало то что цитрат натрия довольно сильно щелочной и возможно железо намертво садится на бумагу
5. бихромат который добавляется в проявитель для «управления контрастом», и для чистоты светов мне не очень понятен, почему в проявитель а не в эммульсию?

что я понял и что у меня получилось
из тех акварельных бумаг целлюлозных и хлопковых на которых я пытался работать каллитипия ложилась очень хорошо, даже на обтратную сторону тестов, в том числе и цианотипных … единственно, что надо было сделать это предварительно вымыть всю щелочь из бумаги, на цианотипные тесты можно было и так печатать они уже отмытые кислоте при проявке.

Единственное существенное неудобство при работе с калитипией — все расвворы надо делать на дистилляте — соли теребра выпадает если в воде присутсвуют хлориды. Вымачивал в течении 2-3 минут бумагу в 10% лимонной кислоте, разведенной на дистилляте, после полоскал 15-20 секунд в дистилляте. после ракелем (силиконовым скребком для чистки окон) снимал жидкость с рабочей стороны и сушил подвешенным на пластиковых прещепочках… я очень люблю канцелярские прищепки, но они оставляют железные следы на бумаге которые потом, особенно это видно в цианотипии, проявляются. я готовил бумагу в прок, но наносить эмульсию лучше на не совсем персушенную бумагу. Кстати у всех бумаг с которым я работал была лицевая и обратная сторона, как-то не задумывался об этом, думал это свойство только бумаг для струйного принтера… лицивая чуть лучше смачивается и вообще чуть другая, но видно это иногджа только под луппой.

умники в интернете предлагают замачивать бумагу в более «ядреных» кислотах, от соляной до сульфаминовой, но сушить соляную кислоту у себя дома я не хотел бы, а сульфаимновая кислота довольно едкая. Щавелевую кислоту я как-то попробовал потом весь чесался от нее, возможэно это моя личная реакция… да и не безопасная она. Лимонная кислота 100% усвояема, хотя в виде 10% раствора довольно едкая, если работать руками, то перчатки необходимы, но если ей где-то накапать, большой беды не будет. Отдельно скажу про уксусную, я как-то попробовал обрабатывать бумагу в 10% уксусе но потом моя мастерская провоняла, как буде то в ней разбили банку маринада; и второй момент, уксус образует с железом слабо растворимые соли которые могут сесть на бумагу — у нас же задача вымыть все избытки железа.

мой опыт с цитратом в качестве проявителя был не очень удачным проявитель быстро загрязняется до того, что начинает пачкать бумагу, в результате я решил закислить примерно до pH ~7 и добавил к 20% цитрату натрия ещё 2% лимонной кислоты — по моему это очевидное решение и проявитель после этого работает весьма чисто. Читая различные тексты по альтернативной печати я встретил это только в одном месте, да и то вскользь.

исторический проявитель для калитипии вообще-то был совсем дургой: 1% раствор нитрата серебра с добавками лимонной и щавелевой кислот… то есть в современном мире ему соответствовал бы в какой-то степени поработавший, не новый, проявитель в который попало достаточное количество серебра. Большее количество серебра, в том числе и в растворе гарантирует, что соли железа II, восстановят серебро там, где они были засвечены а не где попало.

то есть проявитель наверное надо пополнять но я пока не понял в какой момент и на сколько… и вообще ценен проявитель с которым уже поработал — роаствор нитрата серебра.

В вандейке и каллитипии меня всегда смущало то что отделеная черная точка как бы размывается, это особенно хорошо заметно на при печати тестовых шкал. Вот наличие нитрата серебра в проявителе и уменьшает это размытие. Так-же бихромат калия окисляет смывшееся с бумаги железо II и окисляет его до же железа III не позволяя серебру выпадать из раствора и так-же чуть уменьшает размытие черной точки. То есть бихромат нужен скорее против дихроичной вуали… Альтернативой бихромату, который яд, возможно была бы натриевая соль нитробензол сульфакислоты.

то что я пока не понимаю
у меня так и не получилось нацело вымывать железо, сейчас я вымываю его в 3х ваннах с 3% лимоной кислотой, по 15 минут. Если потом смыть серебряное изображение то все равно оставалось слабое изображение образованное окислами железа. И прежде чем начинать искать более сильную кислоту или возится с ЭДТА хотелось бы понять железо садится на бумагу или является частью серебряных глобул или из чего там состоит каллитипное изображение.

Добавить комментарий