как то давно читал одну статейку о фокусировке форматной камеры в «любительском» переводе с японского, статейка довольно сложная много математики. Преводчик-фотограф в процессе перевода сам разбирался делал какие-то свои выводы которыми делился с читателями.
Автор снимал на камеру формата 4×5″, печатал карточки 8×10″ (20х25см), а изредка следующего формата 16х20″ причем формат печати предполагался в момент съемки, и в каждом своем расчете-примере приводил диафрагму для печати 8×10″ или 16х20″ … русский же фотограф переводчик сказал, что все это фигня, кому нужны эти мелке форматы и сразу считал диафрагму для максимального качества для данной протяженности фокуса… ну и я в то время так-же думал: зачем какие-то мелке форматы когда у нас супер-пупер большой формат с которого мы напечатаем супер-пупер большой отпечаток и нам нужна диафрагма для максимального качества.
и вот сейчас… лет через 15-20 я думаю что японец просто снимал и печатал тем форматом, каким ему было удобно, выигрывая 1-2 ступени выдержки относительно максимального качества, а русский делал максимально качественные негативы (по резкости) но вероятнее всего не печатал или печатал очень выборочно… да я и сам такой