lith print: стоп и фиксаж


лит принт на тонкой глянцевой бумаге, тонировано селеном

При печати лит принта отдельным вопросом стоит промывка, стоп и фиксирование… насколько я понял из чтения разных интернетов, есть два подхода: «я просто нажимаю на эту кнопочку» я просто беру тот фиксаж который есть и не очень парюсь стараясь не забывать в нем отпечатки на долго, а в место стопа промываю в воде… особенно это удобно если в мастерской есть проточная вода… или если печатать в ванной. Ну и второй подход с щелочным фиксажем, буфером pH=~7 в качестве стоп раствора, котоырй считается «правильным»…

В чем собственно проблема: лит дает тонкие градации в светах из более мелкозернистого серебра чем обычное фотографическое изображение, отсюда и цвет лит отпечатка… а фиксаж, тиосульфат натрия, в присутствии кислорода воздуха вообще то серебро растворяет, и чем кислее фиксаж тем лучше растворяет и чем мелкодисперснее тем более растворяет… если отвлечься, тиосульфат даже золото растворяет — есть методики добычи золота из песков в которых ядовитый цианид (которым тоже можно фиксировать если что) заменят на безвредныйй тиосульфат…

Вторая проблема: в фиксажах для лита не используют соли аммония, что снижает обьем того счколько можно отфиксировать в литре (обычно 8-10 листов 18×24 в литре раствора 200-250г/л тиосульфата натрия), а так как в проявителе дофига бромида который заносится в фиксаж то его емкость ещё сильнее уменьшается… так же проявитель без солей аммония фиксирует долго… я фиксировал в щелочном 2х ванном фиксаже 3+7 минут…

Поскольку у нас нет внятного кисслого стопа, а фиксаж вообще шелочной то проявление, хоть и в незначительной степени, продолжает идти и в фиксаже, а наличие «растворителей серебра» аммония/первичных амминов прокрашивает отпечаток в красный цвет, убивая многоцветье, которое для некоторых печатников важно.

собственно есть даже способ прокрасить отпечаток красным: после проявки бросить в раствор хлористого аммония (1-2 столовых ложки на 2-3 литра) Бросить на 10-20-40-60 секунд, в зависимости от того насколько концентрированный у вас лит проявитель был и сколько проявляющих вещество осталось у эмульсии… если передержать полезет уж совсем заметная вуаль.


лит принт на тонкой глянцевой бумаге

Все что я написал выше описывает проблему… и кажется я нашел ее решение:
1. стоп: из бисульфита натрия: три чайных ложки бисульфита натрия, одна чайная ложка сульфита на 2-3 литра воды. — мы получаем обычный кислый стоп, кислый и восстанавливающий
2. фиксаж: вариант раз — в обычный быстрый кислый фиксаж добавить 1-2 столовые ложки сульфита натрия на литр раствора, в присутствии сульфита натрия тиосульфат не будет окислять серебро. Ну или вариант два — собрать самому, я пользуюсь фиксажем приблизительно такого состава:

900г* тиосульфата натрия
150-200г хлористого аммония**
200г сульфита натрия***
50г бисульфита натиря
воды до 5 литров (развожу в 5 литровой баклашке)

* мой тиосульфат расфассован в 900г пакеты, но можно взять и киллограм
** тут некий баланс, с одной стороны чем больше хлорисого аномия тем больше емкость/скорость фиксажа, с другой при лит печати в моих руках фиксаж сменяется после пары дне печати а это совсем немного в бумаге.
*** обычно я использую такой-же фиксаж и для пленки, но беру 100г сульфита натрия, ну здесь пусть будет 200 для надежности.

фиксирую в 2х ваннах, 2-3 + 3-4 минуты, через пару сессий печати второй фиксаж становится первым а первый высаливается, есть вариант, я иногда так делаю, разводить такой фиксаж 1+0,5 и фиксировать 3 + 7 минут. Но вообще время фиксирования для разных бумаг может отличатся, для определения оптимального времени фиксирования можно провести эксперименты с чернением (у Пети есть про определение времени фиксирования)

дополнение: такой фиксаж не стоит хранить в ванночках, после печати лучше слить в баклашки с минимальным количеством воздуха..


лит принт на тонкой глянцевой бумаге с дефектами

Добавить комментарий