профили для печати ч/б на epson из photoshop

У эпсона есть очень интересный режим печати advanced b&w photo при котором драйвер печатает в основном монохромными чернилами, добавляя по необходимости цветные для глубины и тонирования. В этот режим печати «влюбился» ещё в том веке :) на стареньком epson 1270 который был довольно капризен к цвету но в режиме advanced b&w photo позволял печатать очень приличное чб.

print01

Печатая в advanced b&w photo мы можем не заботится о монохромности при печати практически на любом носителе, контролировать приходится только тени, потому что на «посредственных» бумагах детализация может появляться при L > 20 а всче что темнее будет «слипаться».

Строим монохромный для epson advanced b&w photo (контроль теней и линеаризация)

из материально технических игрушек нам будет нужен спектрофотометр, который теоретически можно заменить более менее приличным планшетным сканером. Попытка (условно успешная) построить профиль с помощью сканера в конце статьи.

под катом методика, много слов и картинок

1. скачиваем бесплатный Quad Tone rip. Те кто уже начал боятся могут расслабится, рипом мы пользоваться не будем :)

2. Из всего Quad Tone rip нам нужны мишеньки и программки которые лежат в папке QuadToneRIP/Eye-One а конкретно Step-51-gray.tif; Step-51-gray.txt; QTR-Create-ICC.exe. Я пользовался мишенью Step-51-gray и буду писать про неё.
Так-же в папке есть мишень для ColorMonki, и более короткая (21 патч) мишень для eye-one. Мишень для ColorMonki дико не экономична в плане использования бумаги: лист А4 на промер против 4×21см для eye-one

3. Печатаем мишеньку на нужной нам бумаге выбрав advanced b&w photo; Mode -> Custim. Нажимаем Аdvanced… и в открывшемся диалоге выставляем как на картинке:
print02
Color tonign -> neutral;
tone -> darck (потом можно будет попробовать и другие режимы)
для начала все остальные параметры выставить по нулям.
Поскольку количество чернил которые льет на бумагу зависит от типа бумаги и разрешения, то записываем тип бумаги, разрешение, и прочие параметры драйвера чтобы потом печатать так-же.
В диалоге печати фотошопа выставляем все как на картинке:
print09

4. Сушим бумажку. Я оставлял промер отпечатанных мишенек на завтра.

5. для промера мишеней пользовался MeasureTool из пакета ProfileMaker 5.x спектрофотометр уже отдал, а софт без него не запускается, так что без скриншетов. Как результат промера мы должны получить текстовый файлик с LAB цветовой информацией:
print04
Промеряем мишень по патчево 51 плашка это не много, я пытался промерять стрипами но при этом возникала слишком большая ошибка и без предварительной похгонки из данных не получалось построить профиль. В Quad Tone rip есть мишенька с 21 патчем идущими с шагом в 5 единиц, для средних тонов этого больше чем достаточно, а для глубоких теней imho маловато будет.
Если после промера в MeasureTool поставить галку что-то типо отдавать спектральную информацию то помимо LAB мы получим оптические плотности для всех патчей, данные при желании можно сохранить в тектовый файл и кривую:
lomon 180@emp nmormal
по которой можно, не отходя от кассы, визуально оценить насколько хорошо мы промерили мишень… ну и вообще узнать много нового например у мення на принтере с тремя серыми чернильницами на некоторых, очень хороших, глянцевых бумагах получалась два излома судя по всему там где чернила переходят друг в друга.
Если кривая вам чем-то не нравится советую повторить промер и сохранить 2-3 версии промера, так-же стоит повторить замеры для фактурных бумаг или холстов.
Да можно так-же соранить спектральные данные, только непонятно зачем :)

6. Для построения профиля надо текстовый файлик с LAB информацией перетащить на QTR-Create-ICC.exe, после программка генерит текстовый отчет вот такого вида:
print05
и если все нормально, то создаст профиль, если есть ошибки то напишет об этом под псевдографикой. Ошибки возникали если значения L идут не по порядку вариант решения раз: просто удалить строчку с ошибкой в исходном файле с результатами промера, и исправить количество строк NUMBER_OF_SETS 51 на новое… не знаю надо ли исправлять количество строк, я исправлял. Вариант два: промерить заново и попытать счастья с новыми данными, или собрать из двух промеров один. Если ошибка в данных где-то в средних тонах то imho её можно выкинуть без сожалений, если ошибка в крайнем значении переделать обязательно.
Получаем вот такой профиль:
print06

7. замечание: использовать только латинские буквы в названии, от русских букв в названии профиля дуреет фотошоп. Если вы скормили QTR-Create-ICC.exe файл с именем printer_papaer.txt то получите файл профиля с именем printer_papaer.icc и именем профиля QTR_printer_papaer

8. Как печатать: в драйвере печати выставляем режим advanced b&w photo, и все прочие настройки так как было при печати мишени. В диалоге печати фотошопа выбираем Printer managts color и Hand proofing
print07
потом идем в Custom Setup и выбираем нужный профиль
print08
печатаем, и имеем детали даже в самых крайних тенях, то есть счастье :)

Выставив в View -> Proof Setup при правильно калиброванном под цвет бумаги мониторе мы получим близкий к оригинальному тон монохромнеого отпечатка но меня этот тон несколько раздражает. Для того чтобы убрать весь цвет из профиля надо обнулить значения LAB_A и LAB_B
больше того мы можем упростить таблицу до вот такого вида:
print10
загрузил в эксель для того чтобы было удобнее работать со столбцами.

То есть профиль у нас строится как зависимость К (grey, вхох) от L (выход) и если мы сканируем нашу мишень vuescan’om в raw (именно в raw а не в dng) то с большой вероятностью сможем промерить мишень без спектрофотометра, просто пипеткой c радиусом 5×5 или 11×11 пикселей в photoshop! Ради эксперимента сканировал мишень, сравнил результаты в виде графика:
print11
на безрыбье и сканер сгодится, тем более кривая все равно будет нормироваться, нам надо её линеаризировать в смысле спрямить все выпуклости и выпуклости, а они +/- у обоих кривых одинаковые. Рваные значения со сканера против плавных значений спектрофотометра из-за того что спектрофотометр выдает 4 знака (два знака после запятой), а лаб в фш целочисуленный, ну или от 1 до 32К в 16 битах но там надо пересчитывать в 0..100 сейчас это делать лень… а ещё можно несколько замеров на плашку усреднять, или просто подгонкой сделать график более плавным :)
Построил профиль из данных намерянных со скана (epson700v + vuescan) получил в тенях и светах результат очень похожий на профиль полученный с использованием спектрофотометра, а в средних тонах кривые отличаются что совсем не критично:
print12
нижняя крива получена с использованием сканера.
замечание: не до конца уверен что спектрофотометром данные снимал именно с этого стрипа, потом если будет драйв проведу более аккуратный эксперимент со сканером. Из того что вижу на графике профиль полученный с использованием сканероа вполне пригоден для целевого использования: разделять тона в глубоких тенях, хотя легкую «пилообразность» желательно убрать, и это решается в экселе.